Матэ Василий Васильевич

1856 — 1917
Акватинта

Русский художник и педагог, выдающийся мастер репродукционной гравюры. 

Родился близ г. Эйдкунен (Восточная Пруссия). Гравюрным техникам учился в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств у Л. А. Серякова (1870-¬1875) и в гравировальном классе Петербургской Академии художеств у Ф. И. Иордана (1875–1880). 

После окончания Академии был награжден серебряной медалью и поощрен поездкой в Париж (1880–1884), где брал уроки у ксилографа Адольфа Паннемакера и занимался офортом у Клода Гальяра.

Вернувшись в Россию, преподавал в Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (1884–1909), на кафедре гравюры в Академии Художеств (профессор, 1894–1917), в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (с 1911). 

Кроме того, разным граверным техникам обучал И. Е. Репина, В. А. Серова, И. И. Левитана, Б. М. Кустодиева, К. А. Сомова, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакста, К. Ф. Юона, среди его учеников — Н. Н. Герардов, В. И. Быстренин, И. А. Фомин, А. П. Остроумова-Лебедева, И. Н. Павлов, П. А. Шиллинговский и др. Главным направлением деятельности Матэ было воспроизведение при помощи гравировальных техник картин и рисунков живописных оригиналов. 

Уже в первые годы своей работы в гравюре он осуществил опыт цветного репродуцирования, создав ксилографию с фрагмента картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» (на одной доске, в двух красках). Но наибольших успехов он достиг в области черно-белой ксилографии. 

С 1899 г. Матэ перешел с ксилографии на технику офорта (всего 278 листов), которая, по его мнению, давала большие возможности для творческой интерпретации оригинала. Художник был подлинным виртуозом техники, добиваясь в ней сходства с шероховатой линией карандаша, текучестью мазка, эскизностью письма. 

В эпоху, когда фотография фактически вытесняла репродукционную гравюру, работы Матэ, копийные по своему замыслу, предлагали другой путь репродуцирования — через соавторство, раскрытие сильных сторон живописи приемами других техник, что, в свою очередь, существенно обогатило печатную графику, превращая ее в самостоятельный род искусства. Умер в Петрограде.

Гравюры художника

Все гравюры художника
  • Портрет Стасова (с портрета Репина)Портрет Стасова (с портрета Репина)
    1900-е гг.
  • Потрет Третьякова (с портрета Крамского)Потрет Третьякова (с портрета Крамского)
    1900-е гг.
  • Принцесса Евгения Максимилиановна ОльденбургскаяПринцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская
    1900-е гг.
  • Портрет С.Н. ШубинскогоПортрет С.Н. Шубинского
    1900-е гг.
  • Портрет Ф. СоколоваПортрет Ф. Соколова
    1900-е гг.