Марк Шагал. Иллюстрации к «Мертвым душам» Н. Гоголя.

Марк Шагал. Иллюстрации к «Мертвым душам» Н. Гоголя.

Марк Шагал прожил долгую, плодотворную и счастливую жизнь в искусстве, он принадлежал к тем выдающимся художникам, которые не укладываются в рамки одного стиля или течения, не принадлежат какой-либо национальной школе и более всего в своем формировании обязаны самим себе. Шагал работал в самых разных сферах искусства - занимался живописью, рисунком, витражом, скульптурой и шпалерой. Особой и очень важной областью его деятельности была книжная иллюстрация. На протяжении почти шестидесяти лет он создал множество гравюр, иллюстрирующих литературные произведения – «Моя жизнь» (1922-1923), «Мертвые души» Н. Гоголя (1927), «Басни» Лафонтена (1930), «Библия» (1931-1939, 1952-1956) и др. Все эти книги являются малотиражными изданиями, так называемыми l`iveres d`art или livres de peintre. Они отпечатаны на хорошей бумаге, не сброшюрованы, украшены авторскими гравюрами и имеют автографы художника.

«Мертвые души» Н. Гоголя – одна из таких выдающихся книг. Иллюстрации к поэме были заказаны Шагалу знаменитым парижским издателем и коллекционером Амбуазом Волларом. Будучи в Берлине, Шагал получил письмо от своего давнего парижского приятеля поэта Блэза Сандрара, который сообщал, что Воллар, крупнейший парижский маршан и издатель, хочет заказать ему иллюстрации для большой книги и что для получения этого заказа надо приехать в Париж. «Возвращайся, ты здесь знаменит, и Воллар тебя ждет», - писал Шагалу Б. Сандрар в 1922 году. В сентябре 1923 года Шагал прибыл во французскую столицу.

При первом же личном свидании Воллар предложил – по своему обыкновению полусерьезно, полунасмешливо – сделать иллюстрации к юмористически рисующей русские нравы повести графини де Сегюр «Генерал Дуракин» («Le general Dourakine», 1863). Но Шагал настоял на «Мертвых душах». Всегда восхищавшийся Гоголем, еще в 1917 году написавший композицию «В честь Гоголя», он в самом начале 1920-х годов делал макеты и костюмы для постановки «Ревизора» в Государственном еврейском театре в Москве.

Иллюстрации к «Мертвым душам» были задуманы и выполнены Шагалом в офорте, вернее в том сложном и изменчивом сочетании разных форм гравюры на металле, совокупностью которых он только что овладел в Берлине и которые весьма условно именуются офортом, а на самом деле являются сочетанием традиционного линейного офорта с акватинтой, гравюрой сухой иглой, механическими способами обработки доски с помощью рулетки и иных инструментов. При этом далеко не каждый раз художник прибегает к столь сложной гравюрной «кухне» - он работает и в чистом офорте или гравюре сухой иглой, пользуется сочетанием этих двух техник и офорта с акватинтой. Мастерски варьируя технические приемы и прибегая к неожиданным композиционным построениям, Шагал получает в свои руки богатейшую палитру пластических возможностей и достигает с ее помощью поразительной силы образного решения.

Работа шла интенсивно – уже к концу того же 1924 года было выполнено около шестидесяти офортов, а в январе 1926 года Шагал сообщал, что гравюр сто, работа эта им окончена и теперь дело за Волларом. В 1927 году тираж всей серии офортных иллюстраций был отпечатан. Небольшое число комплектов оттисков находилось в свободном распоряжении Воллара и самого Шагала с целью экспонирования на выставках, а основная часть тиража была депонирована для книжного издания, с которым Воллар почему-то не спешил (впрочем, так же поступал он со многими другими своими изданиями). И хотя с самого начала печатать «Мертвые души» намечено было в лучшей французской типографии Imptimerie National, Воллар продолжал на протяжении всех 1930-х годов оттягивать реализацию своего же замысла и так его сам не осуществил (он погиб, попав под машину, в июле 1939 года).

Прошла вторая мировая война, и только спустя двадцать лет по окончании работы над офортами, в 1947 году, изданием книги занялся в сотрудничестве с Идой Шагал, дочерью художника, выдающийся французский издатель следующего поколения – Е. Териад. Книга вышла в свет осенью 1948 года в виде двух массивных несброшюрованных томов (в общем футляре) с иллюстрациями на вкладных листах, каковыми стали сохранившиеся оттиски офортов тиража 1927 года (см. Ю.А. Русаков. «Марк Шагал - книжный иллюстратор». СПб., 2000, с. 138-160.).

Именно эти иллюстрации стали предметом нашей виртуальной выставки, и мы хотим познакомить всех интересующихся искусством Шагала с весьма ценной и интересной частью творческого наследия мастера.