Техники гравюры
Справочная информация
- Меццо-тинто
(от итал. mezzo — средний, tinto — окрашенный, т. е. букв. полутон), «чёрная манера» — вид гравюры на металле, относящийся к глубокой печати. При изготовлении печатной формы полированная поверхность медной пластины механическим или химическим способом делается зернистой. При печати такая пластина даёт ровный чёрный тон. На зазернённую пластину иглой или карандашом наносится изображение; места, которые будут в изображении светлыми, выглаживаются или выскабливаются, при этом создаются постепенные переходы от тени к свету. Техника изобретена немецким мастером Л. Зигеном в середине XVII века.
- Мягкий лак
(или срывной лак) — разновидность техники офорта. Обычный офортный грунт смешивается с жиром, после чего он становится мягким и легко отстает от печатной формы. Печатная форма покрывается зернистой бумагой, на которую твердым карандашом наносится рисунок. При нанесении рисунка частицы грунта прилипают к бумаге и затем снимаются вместе с ней, оставляя изображение открытым. Затем доска травится, и получается эффект рисунка карандашом или углем. Техника известна с XVII века, но применялась преимущественно в XIX — XX веках.
- Обрезная гравюра
разновидность гравюры на дереве (ксилография), в которой используется доска продольного распила из мягких пород дерева, и все линии (и пятна) рисунка обрезаются ножом (или другим инструментом) с двух сторон.
- Офорт
(фр. eau-fortе, итал. acquaforte — аквафорте) — «сильная, крепкая вода» (т. е. азотная кислота) — вид гравюры, при котором механический способ обработки доски различными гравировальными инструментами заменяется химическим процессом травления. Получил распространение с конца XVI века.
- Плоская печать
способ печати, при котором печатающие и пробельные элементы находятся на одной плоскости, но, благодаря специальной химической обработке, обладают разными физико-химическими свойствами: одни из них краску принимают, другие отторгают. Такой способ применяется в литографии.
- Пуансон
см. Пуасон
- Пунктир
см. Пунктирная манера
- Пунктирная манера
(нем. punktieren — отмечать точками, от лат. punctum — точка) — вид углублённой гравюры на металле (преимущественно меди). Изображение специальными инструментами наносится мелкими углублениями в виде точек различной величины и глубины либо прямо на поверхность пластины, либо на кислотоупорный грунт для последующего травления. Гравюры, исполненные в этой технике, отличаются мягкостью и нежностью светотеневых градаций. Техника, известная с конца XV века, получила распространение в XVIII веке как репродукционная.
- Пунсон
(франц. poincon, от лат. punctio — укол) — инструмент для гравирования на металле, напоминающий по форме гвоздь, с помощью которого на поверхность пластины наносят углубления в виде точек различной величины и формы. Применяется в пунктире.
- Резерваж
вид гравюры на металле, в которой рисунок наносится специальными чернилами на доску, затем покрывается кислотоупорным грунтом. При обработке водой чернила разбухают и поднимают лежащий над ними грунт, обнажая металл для последующего травления.