Линогравюра

Линогравюра (от «линолеум» и «гравюра») — вид гравюры, для создания которой изображение режется на линолеуме или другой полимерной основе и затем отпечатывается на листе бумаги. Изобретена в начале XX в., по своим приемам близка ксилографии.

Самая простая из техник высокой печати. Впервые линолеум использовали вместо деревянной доски в 1905 г. (линолеум для настила полов был изобретен еще в 1860-е гг.) художники немецкой группы «Мост», когда им понадобилось напечатать большие листы плакатов, а спил дерева этого не позволял.
Принцип работы в линогравюре, по сути, тот же, что и в ксилографии: на плоской поверхности линолеума (используется пробковый линолеум толщиной до 3 мм) стамесками различных профилей и размеров вырезается перенесенный с кальки рисунок, а мелкие детали обрабатываются ножом. Потом на рельефную поверхность валиком накатывается типографская краска из пигмента и жидкого связующего вещества. В результате штрих рисунка остается белым, а фон — черным. Как и в ксилографии, главный эффект линогравюры — в резких контрастах черного и белого. Не случайно линогравюру полюбили художники, по творческому темпераменту склонные к экспрессии, контрастам и лаконизму. Кроме того, линогравюра и дешевле, и более податлива резцу, и в ней легче работать с цветом. Но в отличие от гравюры на дереве, она декоративнее: штрих здесь чище, он более гладкий и плавный, так как ведется не по деревянной, а по мягкой податливой поверхности. Если прорезанный штрих в ксилографии острый, то в линогравюре он шире, закругляется на конце и имеет жесткие границы. Поэтому, чтобы избежать резких контрастов и превратить ограниченность техники в оригинальный и выразительный эффект, художникам приходилось разрабатывать новые приемы перекрестной, параллельной штриховки и нанесения пятен.

Первым из мастеров русской школы гравюры к линогравюре обратился офортист Н. Шевердяев, ученик В. Матэ, в 1906 г. выставивший свои работы в Париже. В 1907 г. благодаря ему линогравюрой занялся И. Павлов, разработавший для русской школы все основные приемы новой техники. Эстампы в линогравюре печатали Е. Кругликова, Б. Кустодиев, И. Соколов, В. Фалилеев, В. Замирайло, А. Кравченко, Д. Митрохин, В. Фаворский.

В 1960-е годы в этой технике работал И. Голицын. И до сегодняшнего дня она остается одной из самых популярных и востребованных техник печатной графики.

Гравюры в этой технике

Все гравюры в этой технике
  • Индустриальный пейзажИндустриальный пейзаж
    Кравченко А. И.
  • В цехуВ цеху
    Кравченко А. И.
  • Две девушкиДве девушки
    Лапин Л. П.
  • ЗагорающиеЗагорающие
    Лапин Л. П.
  • ПараПара
    Лапин Л. П.
  • СлужанкаСлужанка
    Лапин Л. П.
  • Девушка, расчесывающая волосыДевушка, расчесываю…
    Лапин Л. П.
  • Татьяна пишет письмо ОнегинуТатьяна пишет письм…
    Лапин Л. П.
  • СпинозаСпиноза
    Лапин Л. П.
  • Футболист и две девушки за столомФутболист и две дев…
    Лапин Л. П.
  • Женщина с мячом и мальчикЖенщина с мячом и м…
    Лапин Л. П.
  • Двое за столомДвое за столом
    Лапин Л. П.
  • ПодругиПодруги
    Лапин Л. П.
  • Монах и девушкаМонах и девушка
    Лапин Л. П.
  • Мужчина и женщинаМужчина и женщина
    Масютин В. Н.
  • Мужчина и женщинаМужчина и женщина
    Масютин В. Н.
  • НищаяНищая
    Масютин В. Н.
  • Мужчина и женщина в кабакеМужчина и женщина в…
    Масютин В. Н.
  • Мужчина и женщина на улицеМужчина и женщина н…
    Масютин В. Н.
  • Мужчина и женщина на тротуареМужчина и женщина н…
    Масютин В. Н.
  • АбраАбра
    Фаворский В. А.
  • ОсликиОслики
    Фаворский В. А.
  • Разговор о порохеРазговор о порохе
    Фаворский В. А.
  • АвтопортретАвтопортрет
    Шевченко А. В.
  • Голова евреяГолова еврея
    Шевченко А. В.
  • Идущая с корзинойИдущая с корзиной
    Шевченко А. В.
  • Солдат с гармошкойСолдат с гармошкой
    Шевченко А. В.
  • Обед (в 2 доски)Обед (в 2 доски)
    Шевченко А. В.
  • У окна (темный вариант)У окна (темный вари…
    Шевченко А. В.
  • Натюрморт с грушами и рюмкойНатюрморт с грушами…
    Шевченко А. В.
  • Дерево за заборомДерево за забором
    Шевченко А. В.
  • Пейзаж с двумя фигурамиПейзаж с двумя фигу…
    Шевченко А. В.
  • ДворДвор
    Шевченко А. В.
  • Пейзаж с фабрикойПейзаж с фабрикой
    Шевченко А. В.
  • Пейзаж с мостикомПейзаж с мостиком
    Шевченко А. В.
  • Дома и деревьяДома и деревья
    Шевченко А. В.
  • Светлый деньСветлый день
    Шевченко А. В.
  • Пейзаж с деревьямиПейзаж с деревьями
    Шевченко А. В.
  • Пейзаж с домикомПейзаж с домиком
    Шевченко А. В.
  • Сквозь деревьяСквозь деревья
    Шевченко А. В.
  • Модель с драпировкой и кувшиномМодель с драпировко…
    Шевченко А. В.
  • Сидящая натурщицаСидящая натурщица
    Шевченко А. В.
  • Лежащая натурщицаЛежащая натурщица
    Шевченко А. В.
  • Модель в интерьере (в 3 доски)Модель в интерьере …
    Шевченко А. В.
  • У театра имени А.С. ПушкинаУ театра имени А.С.…
    Юдовин С. Б.

  • Юдовин С. Б.
  • Старик с медведем. Деревянная игрушка.Старик с медведем. …
    Фалилеев В. Д.
  • ПовозкаПовозка
    Фалилеев В. Д.
  • ПтицеловПтицелов
    Фалилеев В. Д.
  • ФрантФрант
    Фалилеев В. Д.
  • КарликКарлик
    Фалилеев В. Д.
  • Военный. Деревянная игрушка.Военный. Деревянная…
    Фалилеев В. Д.
  • Девушка с куклой. Деревянная игрушка.Девушка с куклой. Д…
    Фалилеев В. Д.
  • Наша концепция – будущее 1/2Наша концепция – бу…
    Аллик П. (Allik P.)
  • Наша концепция – будущее. 2/2Наша концепция – бу…
    Аллик П. (Allik P.)
  • Useless NicetiesUseless Niceties
    Аллик П. (Allik P.)
  • Художник и курицаХудожник и курица
    Аллик П. (Allik P.)
  • Brainwashing-machineBrainwashing-machine
    Аллик П. (Allik P.)
  • АвтопортретАвтопортрет
    Аллик П. (Allik P.)
  • Unustuse holmasUnustuse holmas
    Аллик П. (Allik P.)
  • Двое любителей живописи и рисованияДвое любителей живо…
    Васильева И.Г.
  • О, красота, чистота… О, красота, чистота…
    Васильева И.Г.
  • Один любитель живописи и рисованияОдин любитель живоп…
    Васильева И.Г.
  • Секреты рисовальщикаСекреты рисовальщика
    Васильева И.Г.
  • Упавший ключикУпавший ключик
    Васильева И.Г.
  • ЧасовщикЧасовщик
    Васильева И.Г.